Рок-музыка — обобщающее название многих направлений современной
музыки, существующих с середины 1950-х годов. Слово «rock» — качать — в данном
случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения,
связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist»,
«swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование
электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для
рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения)
являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине
принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является
особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты,
готы неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.
Чак Бери (1950-е года)
Рок-музыка имеет большое
количество направлений: от лёгкого танцевального рок-н-ролла до брутального
агрессивного грайндкора. Содержание песен варьирует от лёгкого и
непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка
противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе», хотя чёткой границы между
понятиями «рок» и «поп» не существует, и немало музыкальных явлений балансируют
на грани между ними.
The Chantay (1960-е годы)
Истоки рок-музыки лежат в блюзе,
из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры
рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени
— в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего
существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными
видами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х),
джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок,
появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине
60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры
рок-музыки, крупнейшими из которых, помимо перечисленных, являются метал (хард-рок),
панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры
рок-музыки, как пост-панк, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов
появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр
панк-рока), а также брутальные поджанры метала — трэш-метал, пауэр-метал, дэт-метал,
блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в
середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал
(появляется в конце 80-х).
The Who (1965 год. Слева направо: Джон Энтуистл, Роджер Долтри, Пит Тауншенд, Кит Мун)
Основные центры развития
рок-музыки — США и западная Европа (особенно Великобритания). Большинство
текстов песен — на английском языке. Однако, хотя, как правило, и с некоторым
запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах.
Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР уже в 1960—1970-х
гг. и достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х.
Led Zeppelin (1970-е года. Слева направо: Джон Пол Джонс, Роберт Плант, Джимми Пейдж, Джон Бонэм)
Рок-музыка обычно исполняется рок-группой,
состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста
и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара (не во всех
коллективах) составляют ритм-секцию. Однако существуют примеры использования в
рок-композициях практически всех известных музыкальных инструментов.
Ramones (1970-е года. Джоуи Рамон (слева) и Джонни Рамон)
Отличительная черта классической
рок-музыки — неизменный ритм, поддерживаемый ритм-секцией. Однако уже начиная с
60-х годов ряд направлений рока использует композиции с усложнёнными
структурами и ритмами. Солирующим инструментом является обычно электрогитара.
Также в большинстве рок-групп присутствует вокалист. Если в начале своего
развития рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой гармонии, то теперь
отдельные её направления имеют мало общего в музыкальном отношении.
Black Flag (1980-е года)
Идеологическая составляющая
Рок — это, с одной стороны, рупор
молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений,
конфликта с общепринятыми нормами. С другой стороны, рок — один из инструментов
шоу-бизнеса, направленный на коммерческую прибыль в индустрии развлечений. Эта
двойная природа и обуславливает противоречия, «пилообразность» развития жанра.
По сути дела, вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из
которых — бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение
групп и исполнителей-основоположников стиля (1955, 1967, 1977, …), а затем —
постепенный процесс «приручения», коммерциализации, порой — упрощения,
возникновения вторичных рок-групп.
Nirvana (1990-е годы. Крис Новоселич, Курт Кобейн.)
Рок-музыка как культурный феномен
породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль
поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. Тем не менее,
возникшие на основе различных течений рок-музыки субкультуры порой имеют мало
схожего. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией
(драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных
принципов и стереотипов, от окружающей действительности.
Red Hot Chili Peppers (1990-е годы)
KoЯn (1990-е годы)
С другой стороны, человек,
увлечённый рок-культурой, может окончательно оградиться от внешнего мира,
усугубляя положение приёмом алкоголя и наркотиков, что способствует разрушению
личности. Нередко это явление ставят в вину рок-музыкантам.